Бизнес-план как и всякий документ имеет свою общепринятую структуру, несмотря на то, что каждый бизнес уникален по своему и живет по собственным законам. Рассмотрим каждый из пунктов, требующих расшифровки и необходимых для полноценного бизнес-плана.
Возможности фирмы (резюме)
Структура бизнес-плана требует четкой последовательности в изложении обще-принятых пунктов, нуждающихся в раскрытии. Первый и самый главный раздел – возможности фирмы. Краткая выжимка сути предложения или будущих задач. Подразумевает лаконичность, простоту и четкость изложения. Именно краткая форма вашей идеи первой попадется на глаза возможным инвесторам или партнерам.
Здесь же размещается информация, дающая представление о фирме и данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.
Прежде всего, резюме должно ответить на два вопроса:
Виды товаров (услуг)
В данном разделе представляют описания товаров и услуг, которые производит фирма.
Необходимо четко разграничить основные направления и второстепенные.
Прежде всего, это:
Рынки сбыта товаров (услуг)
Одним из серьезных разделов, входящих в структуру бизнес-плана, являются – рынки сбыта товаров. Изучение рынков сбыта поможет предпринимателю четко определить свою нишу на потребительском рынке.
Для этого надо ответить на следующие вопросы:
Конкуренция на рынках сбыта
Без мониторинга состояния дел конкурентов невозможно добиться успеха на выбранном поприще. Изучение их методов работы помогает учиться на чужих ошибках и выискивать еще не активированные сильные стороны выбранных вами направлений деятельности. В этом разделе надо четко и связно оценить работу конкурентов, указав источники информации и названия фирм. Описать, какие выводы вы сделали на основе полученной информации, какие сильные стороны вам следует перенять, и каких недостатков можно избежать, если заранее ознакомиться с чужим неудачным опытом.
Здесь же потребуется провести сравнительные анализ товаров и услуг, как по ценовым категориям, так и с точки зрения качества. Вы должны получить полную картину происходящего на выбранном вами сегменте рынка, знать своих сильных соперников и вероятных, досконально ознакомиться с их манерой ведения дел во всех областях, от производства до рекламы.
План маркетинга
Это один из наиважнейших разделов, в структуре бизнес-плана. Здесь вы указываете цели и пути их кратчайшего достижения. Ваш план должен вызывать энтузиазм и вселять уверенность в победе. Он должен быть продающим, то есть цепляющим и побуждающим к действию.
Инвесторы должны заразиться вашей уверенность и увидеть свою будущую прибыль. При этом описание не следует перегружать терминологией и наукообразием, оно работает на широкий круг читателей.
В наше время, когда потребительский рынок перенасыщен товаром, заставить покупателей посмотреть в вашу сторону – целое искусство. Многие качественные товары и услуги потерпели крах из-за отсутствия маркетинга как такового.
Существует несколько видов маркетинга:
Определив соответствующий рынок и его возможности, необходимо остановиться на том, как планируемый бизнес будет использовать эти возможности.
То есть:
Необходим лишь тем, кто собирается заниматься изготовление товаров.
Здесь надо ответить на несколько законных вопросов:
Этот раздел тоже является одной из важнейших вех в структуре бизнес-плана. Необходимо подробно описать планирование финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.
В этом разделе понадобится разработать пакет финансово-отчетных документов:
Пояснение по приложениям к бизнес-плану
Не менее значимой частью бизнес-плана является приложение. Здесь описываются особенности будущего бизнеса или уже существующего, проявившиеся в подотчетный период и не выявленные ранее. Сюда же прилагаются копии необходимых документов по предприятию, такие как договора, сертификаты, регистрационные свидетельства и прочее.
Возможные риски
Этот раздел следует составить хотя бы для внутреннего использования.
Всегда надо помнить о возникновении рисков. Ни один бизнес-план не станет стопроцентной гарантией успеха, если не воспринять его как указание к действию.
Поэтому отдельной графой стоит озвучить возможные риски, как-то непредвиденные расходы, перемены на рынке сбыта, потеря части ресурсов или проблемы с производством. В противовес этим преградам заранее продумать противоядие, как минимум, приблизительное.
Заранее составленные прогнозы, пусть и неблагоприятные, которые так и не сбудутся, предостерегут от многих ошибок и помогут вовремя сориентироваться в кризисной ситуации, выбрав лучшие пути решения возникших проблем.
Качественный и количественный анализ рисков исключительно в ваших собственных интересах. Начинать следует с озвучивания причин и источников рисков.
Риски делятся на:
Коммерческий риск — находится в сфере реализации товаров и услуг.
Производственный риск – связан с производством.
Собственно, мы вкратце ознакомились с каждым из пунктов структуры бизнес-плана. В заключении осталось напомнить, что этот документ является конфиденциальным, ведь помимо расчетов в нем заложена ваша интеллектуальная собственность – креативные идеи, маркетинговые наработки и многое другое. Поэтому следует с осторожностью относится к людям, которых вы намерены ознакомить с вашим проектом или вашими предполагаемыми успехами. Демонстрируйте первоначально исключительно краткую концепцию вашего бизнес-плана – резюме, и только уверившись в оппоненте, открывайте все карты.
Общепринятая структура бизнес-плана
Возможности фирмы (резюме)
Структура бизнес-плана требует четкой последовательности в изложении обще-принятых пунктов, нуждающихся в раскрытии. Первый и самый главный раздел – возможности фирмы. Краткая выжимка сути предложения или будущих задач. Подразумевает лаконичность, простоту и четкость изложения. Именно краткая форма вашей идеи первой попадется на глаза возможным инвесторам или партнерам.
Здесь же размещается информация, дающая представление о фирме и данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.
Прежде всего, резюме должно ответить на два вопроса:
- Какую выгоду нужные люди извлекут для себя, приняв участие в вашем деле?
- Какие риски принесет им участие в предприятии?
Виды товаров (услуг)
В данном разделе представляют описания товаров и услуг, которые производит фирма.
Необходимо четко разграничить основные направления и второстепенные.
Прежде всего, это:
- наименование;
- подробное описание услуги или товара, по возможности с фотографиями и рисунками;
- сообщение, какие потребности призвана удовлетворять продукция вашей фирмы (настоящие или потенциальные);
- переменчив ли спрос на вашу продукцию;
- соотношение цены и качества;
- где и как товар будет продаваться;
- почему потребители должны предпочесть товар вашей фирмы;
- преимущества перед конкурентами;
- предполагаемые недостатки и меры по их преодолению;
- требуются ли авторские права на вашу продукцию и как решен вопрос с ними при необходимости;
- себестоимость;
- возможная прибыль и др.
Рынки сбыта товаров (услуг)
Одним из серьезных разделов, входящих в структуру бизнес-плана, являются – рынки сбыта товаров. Изучение рынков сбыта поможет предпринимателю четко определить свою нишу на потребительском рынке.
Для этого надо ответить на следующие вопросы:
- где находится предполагаемый рынок сбыта вашей продукции?
- каковы предпочтительные сегменты этих рынков?
- изучен ли спрос на данные товары в вашем сегменте рынка?
- что именно способно оказать влияние на спрос?
- могут ли измениться запросы покупателей?
- способны ли вы вовремя отреагировать на изменения?
- что вы сделали для изучения рынков сбыта и т.д.
- потенциальную емкость рынка;
- потенциальный объем продаж;
- реальный объем продаж.
Конкуренция на рынках сбыта
Без мониторинга состояния дел конкурентов невозможно добиться успеха на выбранном поприще. Изучение их методов работы помогает учиться на чужих ошибках и выискивать еще не активированные сильные стороны выбранных вами направлений деятельности. В этом разделе надо четко и связно оценить работу конкурентов, указав источники информации и названия фирм. Описать, какие выводы вы сделали на основе полученной информации, какие сильные стороны вам следует перенять, и каких недостатков можно избежать, если заранее ознакомиться с чужим неудачным опытом.
Здесь же потребуется провести сравнительные анализ товаров и услуг, как по ценовым категориям, так и с точки зрения качества. Вы должны получить полную картину происходящего на выбранном вами сегменте рынка, знать своих сильных соперников и вероятных, досконально ознакомиться с их манерой ведения дел во всех областях, от производства до рекламы.
План маркетинга
Это один из наиважнейших разделов, в структуре бизнес-плана. Здесь вы указываете цели и пути их кратчайшего достижения. Ваш план должен вызывать энтузиазм и вселять уверенность в победе. Он должен быть продающим, то есть цепляющим и побуждающим к действию.
Инвесторы должны заразиться вашей уверенность и увидеть свою будущую прибыль. При этом описание не следует перегружать терминологией и наукообразием, оно работает на широкий круг читателей.
В наше время, когда потребительский рынок перенасыщен товаром, заставить покупателей посмотреть в вашу сторону – целое искусство. Многие качественные товары и услуги потерпели крах из-за отсутствия маркетинга как такового.
Существует несколько видов маркетинга:
- Конверсионный маркетинг. Побуждает покупателей почувствовать нужность того или иного товара или услуги, несмотря на негативное отношение в прошлом.
- Стимулирующий маркетинг. Помогает продвигать товары, которые почему-то лишены покупательского спроса.
- Развивающий маркетинг. Потенциальный спрос превращает в реальный.
- Поддерживающий маркетинг. Помогает поддерживать баланс между уровнем спроса и предложений.
- Демаркетинг. Помогает урегулировать ситуацию при чрезмерном превышении спроса над предложением. Не позволяет покупателям усомниться в возможностях фирмы обеспечить их нужды.
- Противодействующий маркетинг. Снижает иррациональный спрос, к примеру на алкоголь и табачные изделия.
Определив соответствующий рынок и его возможности, необходимо остановиться на том, как планируемый бизнес будет использовать эти возможности.
То есть:
- стратегия сбыта и распределения. Предполагается личное распространение или нужна помощь дистрибьюторов? Если речь идет о собственной службе сбыта, но надо пояснить, требует ли эта работа дополнительного обучения персонала;
- стратегия ценообразования. Соотношение цены и качества, себестоимость, уникальность товара, цены конкурентов. Одно помогает определить минимальную стоимость, другое показывает верхнюю и нижние ценовые планки.
Необходим лишь тем, кто собирается заниматься изготовление товаров.
Здесь надо ответить на несколько законных вопросов:
- Местом изготовления товара станет уже существующее предприятие или нет?
- Месторасположение производства.
- Требуемые производственные мощности
- Каковы основные средства и перспективы?
- Будут ли затруднения при организации производства?
- Источник добычи сырья
- Схема производственных потоков.
- Как обстоят дела с охраной природы
- Каковы издержки?
Этот раздел тоже является одной из важнейших вех в структуре бизнес-плана. Необходимо подробно описать планирование финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.
В этом разделе понадобится разработать пакет финансово-отчетных документов:
- оперативный план (отчет). Он отражает взаимодействие фирмы и целевых рынков по каждому конкретному товару;
- смету (отчет) доходов и расходов. Эта смета поможет определить ожидаемую прибыль и вычислить предполагаемые расходы от продажи каждого товара;
- отследить (отчет) движения денежных средств. Приходы и расходы в процессе деятельности фирмы;
- балансовый отчет (план). Итог экономической деятельности и финансовой деятельности фирмы за отдельно взятый период.
Пояснение по приложениям к бизнес-плану
Не менее значимой частью бизнес-плана является приложение. Здесь описываются особенности будущего бизнеса или уже существующего, проявившиеся в подотчетный период и не выявленные ранее. Сюда же прилагаются копии необходимых документов по предприятию, такие как договора, сертификаты, регистрационные свидетельства и прочее.
Возможные риски
Этот раздел следует составить хотя бы для внутреннего использования.
Всегда надо помнить о возникновении рисков. Ни один бизнес-план не станет стопроцентной гарантией успеха, если не воспринять его как указание к действию.
Поэтому отдельной графой стоит озвучить возможные риски, как-то непредвиденные расходы, перемены на рынке сбыта, потеря части ресурсов или проблемы с производством. В противовес этим преградам заранее продумать противоядие, как минимум, приблизительное.
Заранее составленные прогнозы, пусть и неблагоприятные, которые так и не сбудутся, предостерегут от многих ошибок и помогут вовремя сориентироваться в кризисной ситуации, выбрав лучшие пути решения возникших проблем.
Качественный и количественный анализ рисков исключительно в ваших собственных интересах. Начинать следует с озвучивания причин и источников рисков.
Риски делятся на:
- хозяйственные;
- спровоцированные природными явлениями;
- спровоцированные человеческим фактором.
Коммерческий риск — находится в сфере реализации товаров и услуг.
Производственный риск – связан с производством.
Собственно, мы вкратце ознакомились с каждым из пунктов структуры бизнес-плана. В заключении осталось напомнить, что этот документ является конфиденциальным, ведь помимо расчетов в нем заложена ваша интеллектуальная собственность – креативные идеи, маркетинговые наработки и многое другое. Поэтому следует с осторожностью относится к людям, которых вы намерены ознакомить с вашим проектом или вашими предполагаемыми успехами. Демонстрируйте первоначально исключительно краткую концепцию вашего бизнес-плана – резюме, и только уверившись в оппоненте, открывайте все карты.
Автор: Марго Зингер
Источник: Как открыть свое дело, Бизнес GiD